Pages Menu
TwitterRssFacebook
ЮРКОНСУЛ: законодательство и право. Новые законы и кодексы Украины, защита прав и свобод граждан, нормативно-правовые акты Украины, правоприменение и законопроекты, аналитика и юридические консультации, юристы, адвокаты, правоведы, органы власти, суды Украины.
Categories Menu

Янв 26, 2015 | Новости Украины | Нет комментариев

Как будут спасать банки?

Как будут спасать банки?


До конца 2015 года банковский сектор очистят от плохих игроков. В этом заверил первый заместитель главы НБУ Александр Писарук. Сколько еще уйдет плохих финучреждений с рынка, он не уточнил. В 2014 году нежизнеспособными Нацбанк признал 33 из 180 банков. Судить о масштабах надвигающейся «чистки» можно имея на руках годовую финансовую отчетность сектора. Пока в наличии только данные за 11 месяцев. Согласно им, суммарный убыток банков — 22,4 миллиарда гривен (в 2013-м было 1,4 миллиарда гривен прибыли), а количество просроченных кредитов выросло с 7,7% до 12,3%! Однако, по мнению аналитиков, картина гораздо неприятнее. Реально ли ее кардинально поменять за год? Какую траекторию движения в вопросе оживления банковской системы выберет НБУ, Кабмин и Президент? Ясность появится после решения МВФ о выделении или отсрочке очередного транша. Но сегодня очевидны три ключевые проблемы, без разрешения которых столь ожидаемые реформы останутся лишь лакмусовой бумажкой.

ПО КАКОМУ КУРСУ ПЕРЕСЧИТАЮТ ВАЛЮТНЫЕ КРЕДИТЫ?

Складывается впечатление, что власть пустила на самотек решение проблемы с валютными кредитами. Заемщики пытаются договориться с банками, а регулятор — молчит. В итоге через депутатов подали и 290 голосами проголосовали в первом чтении мораторий на взыскание заложенного имущества по валютным кредитам (с припиской не выселять должников даже по решению суда), чем еще больше загнали ситуацию в тупик. Ведь как в таком случае быть валютным вкладчикам, жаждущим вернуть свои деньги? Вакуум! Этим озадачился и Президент, поэтому отправил документ на доработку. Но на последнем заседании парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности депутаты приняли решение вернуть в Раду документ в неизмененном виде. Если найдется не менее 300 голосов «за» (а это вполне реально), то на плечи банков и валютных вкладчиков повесят все ипотечные долги. «Защита интересов кучки валютных должников для их выгоды лишает собственности большинство участников рынка (вкладчиков, кредиторов, инвесторов) и грозит Украине полной потерей доверия к банковской системе…» — считают в ассоциации «Украинский кредитно-банковский союз» (УКБС). Именно поэтому документ нельзя принимать.

Финансовое бремя надо разделить на троих, добавляет в разговоре с «Днем» участник парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Иван Фурсин. Львиная доля долгов, уверен он, должна быть за государством, которое в лице Минфина и НБУ допустило разгул валютного кредитования. Кроме того, не стоит забывать о девальвации, вызванной во многом действиями власти. «Недобросовестные заемщики должны понести наказание, иначе какая будет мотивация для добросовестных? И банки так же должны уступить. Рано или поздно к этому алгоритму все придут», — уверяет народный депутат.

По мнению опрошенных экспертов, КМУ может найти деньги на эти цели двумя путями. Первый, поясняет Фурсин, — взять из сумм на рефинансирование банков. Второй озвучил глава правления ПАО «Укринбанк» Владимир Клименко: «Можно задействовать и механизмы Государственного ипотечного учреждения, и целевые долговые бумаги. Ведь, в отличие от потребкредитования, стимулирующего преимущественно импорт готовой продукции, а не внутреннее производство и ВВП, ипотечные займы, в том числе в валюте, напрямую влияли на отечественную строительную отрасль».

То есть только мораторием проблему валютных кредитов не решить. Это понимают в Раде. Как рассказал «Дню» заместитель парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Руслан Демчак, на базе разработанного им законопроекта о реструктуризации валютных кредитов специальная рабочая группа создаст единый документ и после 18 февраля подаст в зал. Особенность этого законопроекта: он дает заемщику право выбора реструктуризации займа, как по «старому», таки и «по более новому» валютному курсу. Если человек готов выплатить кредит за 90 дней, объясняет Демчак, банк посчитает по курсу на момент получения займа. Если заемщик соглашается вернуть деньги в установленный договором срок, откорректировав при этом программу погашения, то доллар посчитают по курсу на 0 1.01.2015 года (около 8 гривен). «Это позволит частично разблокировать систему… Для банковской системы это 2 миллиарда гривен убытков», — подытожил разработчик документа.

УСИЛИТ ЛИ РАДА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦБАНКА?

НБУ завершает подготовку шести законопроектов об усилении своей вертикали и банковской системы в целом. О смене правил торгов валютой для населения «День» писал ранее. Не менее интересный документ, меняющий расклады сил в совете и правлении НБУ. Сейчас он ждет визы МВФ, чтобы попасть в парламент. Так вот, во-первых, намечается снижения влияние Рады НБУ: ей оставят контроль за действиями Нацбанка, лишив при этом права составления основ денежно-кредитной политики. Как известно, этим будет заниматься монетарный комитет при НБУ, а утверждать — правление во главе с Гонтаревой. Во-вторых, существенно сократится количество членов совета НБУ — с 15 до 9 лиц (по четыре от парламента и Президента, плюс глава НБУ), и решающее право в голосовании при равном распределении голосов получит руководитель Нацбанка, который по традиции считается человеком главы государства. Параллельно переформатируют и правление НБУ: его численность сократится с 11 до 6 человек. Но наиболее резонансной является другая норма: с руководителя Нацбанка предлагают снять единоличную ответственность перед парламентом и президентом и разделить между всеми членами правления. Взамен последним увеличат срок пребывания на должности до семи лет, но не более двух сроков подряд.

Если НБУ удастся протолкнуть свой документ через Раду, то, как минимум, решится вопрос с перезагрузкой совета. По новым правилам, полномочия всех его членов (кроме главы) прекращаются, а новый состав сформируют в течение месяца. Куда спешить, спрашивается? Для руководства Нацбанка — это архиважно. С одной стороны, не всегда удается собрать кворум в совете из-за того, что в нем остались четыре человека, назначенные Януковичем. С другой — даже если он есть, то конструктивной работы нет. Напомним, в декабре 2014 года совет признал политику Нацбанка угрожающей для ценовой стабильности страны.

Параллельно НБУ также подготовил еще четыре законопроекта: о защите прав кредиторов, об упрощении процедур слияния и поглощения в секторе, об очистке балансов от «токсичных» активов и об ужесточении ответственности акционеров и менеджеров за доведение банков до банкротства и за недостоверную отчетность.

ОТКУДА 14% ГОДОВЫХ ПО КРЕДИТУ ДЛЯ ФОНДА ГАРАНТИРОВАНИЯ ВКЛАДОВ?

Странной выглядит позиция власти в отношении Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ). Как рассказал в эксклюзивном комментарии «Дню» директор-распорядитель ФГВФЛ Константин Ворушилин, возник вопрос со стоимостью выделяемых НБУ денег. «Мы сейчас оформили прошлогодние ОВГЗ (Минфин выпустил их на суму 10 миллиардов гривен. — Авт.)», — отметил он. Однако, продолжает Ворушилин, когда Фонд, согласно установленной схеме, подал в НБУ свои векселя, то оказалось, что ему открыли кредитную линию… под 14% годовых. «Мы сейчас воюем с НБУ, Минфином, МВФ и Мировым банком за то, что это не правильный подход. Для нас не может быть 14% годовых», — пояснил он. К слову, в бюджете на этот год для Фонда предусмотрено еще 20 миллиардов гривен. При этом директор-распорядитель ФГВФЛ добавил, что видит на банковском рынке оптимистические сигналы. И есть надежда, отметил он, что не сбудется предыдущий прогноз о попадании в зону риска еще около 10 банков. Значит, денег понадобится меньше. Так-то оно так, но складывается впечатление, что такие действия могут негативно повлиять на организацию, призванную выплачивать деньги вкладчикам обанкротившихся банков. Ведь ФГВФЛ — это не коммерческий банк.

«Звучит дико. Не очень понимаю, за счет какого ресурса будут обслуживаться эти 14% годовых. Должен быть источник дохода, а где его брать Фонду? Неясно. Получается, что Минфин сбрасывает на них эту нагрузку…» — говорит участник парламентского комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Иван Фурсин.

По мнению опрошенных «Днем» депутатов и участников рынка, от решения этих вопросов во многом будет зависеть нормализация экономической ситуации в стране, а не только в банках.

Источник: День

Читайте так же...

« »