Pages Menu
TwitterRssFacebook
ЮРКОНСУЛ: законодательство и право. Новые законы и кодексы Украины, защита прав и свобод граждан, нормативно-правовые акты Украины, правоприменение и законопроекты, аналитика и юридические консультации, юристы, адвокаты, правоведы, органы власти, суды Украины.
Categories Menu

Ноя 28, 2012 | Новости Украины | Нет комментариев

Единый демографический реестр и биометрические паспорта: анализ законопроекта, отправленного на подпись Президенту

Единый демографический реестр и биометрические паспорта: анализ законопроекта, отправленного на подпись Президенту


20 ноября 2012 года Верховная Рада Украины приняла в целом Закон Украины «О Едином государственном демографическом реестре» с предложениями Президента. После того, как закон будет подписан и опубликован, он вступит в силу со дня, следующего за его опубликованием. 

Что не устроило Президента

Начнем, пожалуй, с поправок к «скандальному» законопроекту, на которых так настаивал Президент. Их всего пять.

Во-первых, Глава государства настаивал на том, что перечень документов, оформление которых должно проводится с использованием средств Единого государственного демографического реестра (далее — ЕГДР), предусмотренный Законом, должен быть исчерпывающим. Нужно признать, что это предложение является весьма разумным, учитывая и без того длинный перечень документов, которые со вступлением Закона в силу будут выдаваться с использованием ЕГДР. К ним относятся, кроме паспорта гражданина Украины и паспорта для выезда за рубеж, также такие документы, как водительское удостоверение, вид на постоянное и временное  проживание в Украине, карточка мигранта, удостоверение беженца,  удостоверение для возвращения в Украину и т.д. Всего в перечне 15 документов, удостоверяющих личность или подтверждающих специальный статус лица.

Вторая, пожалуй самая существенная поправка, касается прав лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от внесения информации о них на бесконтактный электронный носитель, имплантированный на соответствующие бланки документов. Таким лицам будет гарантировано право на отказ от получения такого документа или от внесения информации на бесконтактный электронный носитель. В этом случае либо должен быть выдан  документ, который не содержит бесконтактного электронного носителя, либо с таким носителем, но который не содержит информации о лице. Правда, данное исключение лишь отчасти решает проблему, ведь в реестре информация о лице   все равно будет, в том числе и та, которая касается его биометрических данных.

Остальные поправки не столь существенны. Третья и четвертая касаются органа, уполномоченного выдавать удостоверение моряка и срока  действия этого документа. А пятая — включения платы за предоставление административных услуг в специальный, а не общий фонд доходов бюджета.

Теперь разберемся с основными положениями Закона, вызвавшего такой резонанс в обществе.

Всеобщий учет

Прежде всего, Законом предполагается создание Единого государственного демографического реестра — электронной информационно-телекоммуникационной системы, предназначенной для хранения, защиты, обработки, использования и распространения определенной  Законом информации о лице и о документах, которые оформляются с применением средств Реестра. При этом декларируется соблюдение гарантированных Конституцией Украины свободы передвижения и свободного выбора места жительства, запрета вмешательства в личную и семейную жизнь, других прав и свобод человека и гражданина.

В Реестре будет содержаться такая информация:

  • имя лица;
  • дата рождения / смерти;
  • место рождения;
  • пол;
  • дата внесения информации о лице в Реестр;
  • сведения о родителях (усыновителях), опекунах, попечителях и других представителях;
  • сведения о гражданстве или его отсутствии и основаниях приобретения гражданства Украины;
  • реквизиты документов, выданных лицу (тип, название документа, серия, номер, дата выдачи и уполномоченный субъект, который выдал документ, срок действия документа);
  • сведения о документах, подтверждающих смерть лица или признание его умершим или без вести отсутствующим;
  • оцифрованный образец подписи лица;
  • оцифрованный образ лица лица;
  • дополнительная переменная информация (о месте регистрации, о семейном положении, об отказе от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, о выдаче приватизационных бумаг, дополнительные (факультативные) биометрические данные, параметры);
  • информация из ведомственных информационных систем.

Очевидно, что положения Закона о создании ЕГДР не соответствуют Закону Украины «О защите персональных данных» , причем не только в части терминологии («реестр» и «база данных», «данные реестра» и «персональные данные»), но и по сути. А именно, части 1 статьи 6 ЗУ «О защите персональных данных», согласно которой  цель обработки персональных данных должна быть сформулирована в законах, других нормативно-правовых актах, положениях, учредительных  или других документах, которые регулируют деятельность  владельца базы данных. А также части 3 этой же статьи: «состав и содержание персональных данных должны быть соответствующими и не чрезмерными относительно определенной цели их обработки.» Законом о ЕГДР цель создания реестра и обработки его данных вообще не определена, а следовательно нельзя и четко определить целесообразность и обоснованность включения предлагаемых Законом сведений о физическом лице в реестр. Не говоря уже о том, что объем этой информации четко не определен ( речь идет о сведениях из ведомственных информационных систем и дополнительной переменной информации). Примечательно, что Гарант Конституции в своих замечаниях к законопроекту на эти моменты не обратил ни малейшего внимания.

Паспорт с «чипом»

Теперь остановимся подробнее на оформлении документов, в частности паспорта гражданина Украины. Если верить Заключительным положениям Закона, выдача внутренних паспортов нового образца, в форме карточки с бесконтактным электронным носителем, должна начаться уже с 1 января 2013 года. Причем получать паспорт гражданина Украины должны будут все граждане Украины независимо от возраста. Оформляться паспорт будет с самого рождения и независимо от возраста, на каждые 10 лет. При этом, срок оформления паспорта составляет аж 30 (!) календарных дней, при срочном оформлении — 10 календарных дней.  В паспорт гражданина Украины будет заносится следующая информация:

  • название государства;
  • название документа;
  • имя лица;
  • пол;
  • гражданство;
  • дата рождения;
  • уникальный номер записи в Реестре;
  • номер документа;
  • дата окончания срока действия документа;
  • дата выдачи документа;
  • уполномоченный субъект, выдавший документ (код);
  • место рождения;
  • оцифрованный образ лица человека;
  • оцифрованная подпись.

Примечательно, что дополнительная, переменная информация будет заноситься в паспорт по ходатайству самого заявителя (или его представителей). Сразу возникает вопрос, как же быть, например с информацией о месте проживания лица, ведь не секрет, что эти сведения необходимы при обращении во многие органы государственной власти и местного самоуправления. Мало того, что такие органы должны быть снабжены устройствами для считывания информации с бесконтактного электронного носителя в паспорте, но может оказаться, что такой информации в паспорте гражданина вообще  нет. В таком случае незадачливым соотечественникам придется бежать в ЖЭК за формой-3 или другим документом, подтверждающим его место проживания.

Вызывает сомнение и обоснованность включения такой информации как оцифрованный образ лица в паспорта детей, в том числе и младенцев (!), чьи лица, как известно меняются очень быстро и достаточно существенно.

Не говоря уже о спорной целесообразности вообще существования такого документа как «внутренний паспорт», ведь в большинстве цивилизованных стран у гражданина паспорт один — и для использования внутри страны, и за ее пределами.

Что касается паспорта гражданина Украины для выезда за рубеж, то он будет оформляться на четыре года лицам, которые не достигли 16-летнего возраста и на 10 лет — тем, кому уже исполнилось 16. В паспорте для выезда за рубеж будет содержаться та же информация, что и в паспорте гражданина Украины (еще один аргумент в пользу одного документа вместо двух), а кроме того: код страны и данные о пребывании лица на консульском учете. Срок оформления «заграничного» паспорта такой же как и «внутреннего» — 30 календарных дней при обычной процедуре и 10 календарных дней — при срочной.

Радует тот факт, что документы, подтверждающие гражданство и специальный статус лица, выданные до вступления в силу Закона о ЕГДР, будут действительны до окончания срока их действия и не подлежат обязательной замене. Исключение составляют водительские удостоверения образца, утвержденного органом исполнительной власти СССР. Такие удостоверения прекращают свое действие с 1 января 2014 года.

По материалам http://www.prostopravo.com.ua/content/view/full/195150

Читайте так же...

« »