Pages Menu
TwitterRssFacebook
ЮРКОНСУЛ: законодательство и право. Новые законы и кодексы Украины, защита прав и свобод граждан, нормативно-правовые акты Украины, правоприменение и законопроекты, аналитика и юридические консультации, юристы, адвокаты, правоведы, органы власти, суды Украины.
Categories Menu

Окт 10, 2013 | Новости Украины | Нет комментариев

Электронная коммерция. Улучшение придет?

Электронная коммерция. Улучшение придет?


Фискальный интерес государства к бизнесу логичен — сегодня значительная часть экономики и бизнеса становятся электронными и перемещаются в глобальную среду сети Интернет. Соответственно, контроль через налогообложение или регулирование деятельности интернет-сектора, становится одним из приоритетных направлений не только в Украине, но и в мире в целом.

Именно целью урегулировать рынок электронной коммерции вдохновились авторы законопроекта № 2306. Он был зарегистрирован 17 июня 2013 Верховной Радой Украины под названием «Об электронной коммерции». Разработчики в пояснительной записке четко подводят читателя к мысли — «электронная коммерция в Украине есть, а закона, который бы систематически регулировал отношения участников рынка электронной коммерции — нет».

Авторы указывают, что электронная коммерция позволяет максимально эффективно осуществлять коммерческие операции, оперативно реагировать на изменения рынка товаров и услуг, расширять сферы влияния коммерческих субъектов и усиливать их конкурентные преимущества. Закономерно, что интересы этого динамичного рынка должны рано или поздно заинтересовать законодателей. До этого интерес к бизнесу в Интернете освещался в СМИ только по результатам доначислений или обысков контролирующими органами в офисах известных флагманов электронной коммерции.

Основной задачей зарегистрированного законопроекта является якобы установление четких правовых требований и механизмов дистанционного заключения и исполнения сделок с применением электронных информационно-коммуникационных средств и технологий, что позволит гарантировать законность, прозрачность и достоверность таких операций и, в свою очередь, ускорит интеграционные процессы в мировом информационном пространстве. Некоторые предложенные новации у цивилистов и бухгалтеров могут вызвать спектр эмоций — от снисходительной улыбки до откровенного гнева.

Декларируемая цель документа заключается в том, чтобы якобы дать толчок развитию электронной коммерции на внутреннем рынке Украины. Нуждается ли бизнес в Интернете в помощи  от государства сегодня? Или достаточно лишь не препятствовать ему — не зарегулировать ненужными или малозначительными правилам? Ответы на эти вопросы не найти ни в законопроекте, ни в документах, сопровождающих его.

В отличие от предыдущих законопроектов, которые выносились на рассмотрение народными избранниками в 2003 году № 3114 от 17.02.03, в 2006 году № 2137 от 12.09.06 и в 2010 году № 6086, № 6086-1, № 6086-2, что так и не были приняты парламентом, законопроект № 2306 своими нормами, которые разрабатывались с учетом предыдущих законопроектов, а также в тесном сотрудничестве с представителями рынка электронной коммерции, предлагает признать электронную форму сделки одним из подвидов письменной формы, позволить субъектам электронной коммерции использовать электронные формы и электронные коммерческие сообщения для совершения сделок на уровне с другими более традиционными формами и использовать их для отчетности, ведение учета и защиты прав сторон сделки.

Рассмотрим предложенные нововведения подробнее.

Проект вводит новые определения: электронная коммерция, электронный товар, электронное коммерческое сообщение, информационные электронные услуги, электронная торговля, электронная подпись одноразовым идентификатором т. п.

Интернет-пользователь может осуществить электронную операцию с помощью электронной формы на сайте или электронного письма. Согласно 31-й директиве ЕС, любое действие потребителя в онлайне должно происходить в несколько этапов: потребитель сначала должен принять условия сайта, а затем подтвердить свое согласие на покупку. Для заключения соглашения предлагается использовать специальный код — так называемый одноразовый идентификатор, подтверждающий соглашение. Код покупатель сможет получить на почту или мобильный телефон. Такая форма идентификации эффективнее и проще, чем механизмы применения цифровой подписи. Последнюю труднее использовать, на практике ее применяют только крупные компании или государственные органы.

Предлагается признать электронную форму сделки одним из подвидов письменной бумажной формы, позволить субъектам электронной коммерции использовать электронные формы и электронные коммерческие сообщения для совершения сделок на уровне с другими, более традиционными формами и использовать их для отчетности, ведения учета и защиты прав сторон сделки.

Электронные документы по сути приравниваются к письменной форме сделки, и суды будут обязаны принимать такой документ. Согласно новому законопроекту, все заключенные между продавцом и покупателем договора будут иметь юридическую силу. Поэтому нарушения прав любой из сторон электронной сделки можно будет защитить в судебном порядке, а соглашение не может быть признано недействительным только потому, что оно заключено в электронной форме.

Предлагается уменьшить бумажный документооборот, внеся изменения в ЗУ «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», согласно которым электронные документы смогут признаваться первичными. Расчеты будут осуществляться любым способом, не запрещенным законом, в том числе с использованием электронных платежей и других специальных платежных средств.

Законопроект закрепляет права и обязанности не только продавца, но и покупателя, чем, по мнению разработчиков закона, обеспечивает равную защиту обеих сторон правоотношений.

Стороны будут обязаны предоставлять полную информацию о себе (полное наименование (для юридического лица) или фамилия, имя, отчество (для физического лица), местонахождение юридического лица или место регистрации и фактического проживания физического лица, адрес электронной почты и/или адрес Интернет-магазина; и другие сведения, которые являются обязательными для обнародования по некоторым видам сделок). По мнению законодателей, такой подход снизит риск мошенничества.

Несмотря на положительные моменты, которые находят свое решение в законопроекте «Об электронной коммерции» нерешенными в нем остаются проблемы ответственности в сфере электронной торговли, которая прописана в Законе фрагментарно, вопрос о порядке предоставления электронных документов, в качестве доказательств в суде.

Но основным минусом, для бизнеса, является то, что с принятием данного законопроекта все Интернет-магазины будут обязаны открыть свои офисы. Официальная версия Миндоходов — это, прежде всего, защита потребителей, которые приобретают товары в Интернет-магазинах, но о реальных мотивах и догадываться не нужно.

Если раньше Интернет-предпринимателю достаточно было потратить минимальные средства на государственную регистрацию, уплату единого налога и приобретение кассового аппарата, то с принятием вышеуказанного законопроекта эти расходы увеличатся в разы. Поскольку к уже существующим затратам добавляется еще и плата за аренду офиса. Кроме того, наличие офисных помещений Интернет-магазинов привлечет внимание не только налоговых, но и других контролирующих органов, может привести проведение большего количества проверок.

Если же законопроект, все же, будет принят, внедрять его будет непросто, так как пока законопроект примут и бизнес-процесс наладится некоторые моменты могут морально и технически устареть. Кроме того, консервативные украинские потребители с опаской отнесутся к предложенным нововведениям, потребуется длительное время для адаптации.

Но с другой стороны — в Интернет-бизнесе установятся четкие правила игры, ограничат участие случайных людей в сфере электронной торговли, сократив риски мошенничества, увеличится конкурентоспособность обществ, произойдет расширение и глобализация рынков, персонализация взаимодействия клиентов, и что не менее важно на данном этапе, это привлечет иностранных инвесторов к Украине и улучшит ее инвестиционный климат.

Поэтому будем надеяться, что законопроект № 2306 об электронной коммерции не повторит судьбу своих предшественников и улучшение придет.

Источник: www.prostopravo.com.ua

Читайте так же...

« »