Pages Menu
TwitterRssFacebook
ЮРКОНСУЛ: законодательство и право. Новые законы и кодексы Украины, защита прав и свобод граждан, нормативно-правовые акты Украины, правоприменение и законопроекты, аналитика и юридические консультации, юристы, адвокаты, правоведы, органы власти, суды Украины.
Categories Menu

Июн 10, 2014 | Юридическая консультация | Нет комментариев

Доступ к публичной информации: порядок, ограничения, причины отказа

Доступ к публичной информации: порядок, ограничения, причины отказа


Доступ к публичной информации – одно из приоритетных направлений деятельности государственных органов. Prostopravo.com.ua выяснял, каким образом это направление реализуется, что собой представляет публичная информация, каков порядок обеспечения доступа к публичной информации граждан.

Понятие публичной информации

Понятие, порядок доступа к публичной информации регулируются соответствующим законом, который носит название Закон Украины «О доступе к публичной информации» (далее – Закон о публичной информации).

Публичной информацией закон определяет такую информацию, которая отображена и задокументирована любыми способами и на любых носителях, которая была получена или создана в процессе выполнения субъектами властных полномочий своих обязанностей, предусмотренных законодательством, или находящаяся во владении субъектов властных полномочий, прочих распорядителей публичной информации, определенных Законом.

Распорядителями публичной информации закон определяет субъектов властных полномочий (органы государственной власти, другие государственные органы, органы местного самоуправления, прочие субъекты, выполняющие властные управленческие функции и решения которых являются обязательными для исполнения), юридические лица, финансируемые за счет средств государственного или местного бюджетов относительно информации об использовании бюджетных средств; лица, исполняющие делегированные полномочия субъектов властных полномочий, включая предоставление государственных услуг, а также субъекты хозяйствования, являющиеся естественными монополистами, наделенные специальными или исключительными правами относительно информации об условиях поставки товаров, услуг и цен на них. К распорядителям информации также относятся субъекты, владеющие информацией о состоянии окружающей среды, качестве пищевых продуктов и предметов быта, об авариях, катастрофах и опасных природных явлениях, других чрезвычайных ситуациях, которые несут угрозу здоровью и безопасности граждан.

Публичная информация является открытой, кроме случаев, установленных законом.

Доступ к публичной информации обеспечивается двумя путями: систематическим и оперативным опубликованием (в официальных печатных изданиях, на официальных веб-сайтах в сети Интернет, на информационных стендах, любым другим способом) и предоставлением публичной информации по запросу.

Распорядители публичной информации обязаны опубликовывать такую информацию как: об организационной структуре, миссии, полномочиях, основных заданиях, направлениях деятельности и финансовых ресурсах, нормативно-правовые акты, акты индивидуального действия принятые распорядителем, проекты решений для обсуждения, перечень и условия получения услуг, предоставляемых этими органами, формы и образцы документов, правила их заполнения, порядок составления, подачи запроса на информацию, обжалования решений распорядителя, планы проведения и повестку дня своих открытых заседаний, общие правила работы учреждения и прочую информацию о деятельности субъектов властных полномочий, в частности: их местонахождение, почтовый адрес, номера телефонов, адрес официального веб-сайта и электронной почты, расписание работы, вакансии и порядок прохождения конкурса на их замещение, график приема граждан и прочее.

Закон закрепляет права любого лица:

  • знать в период сбора информации, но до начала ее использования, какие данные о нем и с какой целью собираются, как, кем и с какой целью они используются, передаются или распространяются, кроме случаев, установленных законом;
  • доступа к собранной и хранящейся информации о нем;
  • требовать исправления неточной, неполной, устаревшей информации о себе, уничтожения информации о себе, сбор, использование или хранение которой происходят с нарушением законодательства;
  • на ознакомление на основании решения суда с информацией о других лицах, если это необходимо для реализации и защиты его прав и законных интересов;
  • на возмещение вреда в случае раскрытия информации о себе с нарушением требований законодательства.

Как такового перечня видов публичной информации Закон о публичной информации не содержит. Есть перечень информации, доступ к которой может быть ограничен, из чего следует вывод, что всякая информация, к которой не ограничен доступ, является публичной.

Ограничение доступа к информации

Закон выделяет такую категорию информации, как информация с ограниченным доступом. К такому виду информации относятся:

  • конфиденциальная информация;
  • тайная информация;
  • служебная информация.

Ограничения доступа к информации возможно при соблюдении совокупности таких требований:

  • исключительно в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью предотвращения волнений или преступлений, для защиты здоровья населения, для защиты репутации или прав других людей, для предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или для поддержания авторитета и непредвзятости правосудия;
  • разглашение информации может нанести существенный ущерб этим интересам;
  • ущерб от публикации такой информации превышает общественный интерес в ее получении.

Но если информация с ограниченным доступом была правомерно опубликована распорядителем ранее, то доступ к такой информации уже не может быть ограничен.

Не может быть ограничен доступ к информации, например, о распоряжении бюджетными средствами, владении, пользовании или распоряжении государственным, коммунальным имуществом, в том числе к копиям соответствующих документов.

Не относится к информации с ограниченным доступом данные, указанные в декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера, оформленной согласно Закону Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции».

При этом, отметим, что ограничению доступа подлежит информация, а не документ. Если документ содержит информацию с ограниченным доступом, для ознакомления предоставляется информация, доступ к которой неограничен.

Конфиденциальная информация — информация, доступ к которой ограничен физическим или юридическим лицом, кроме субъектов властных полномочий, и которая может распространяться в определенном ими порядке по их желанию в соответствии с предусмотренными ими условиями.

Тайная информация — информация, разглашение которой может причинить вред лицу, обществу и государству. Тайной является информация, содержащая государственную, профессиональную, банковскую тайну, тайну досудебного расследования и другую предусмотренную законом тайну.

К служебной может отнесена информация: которая содержится в документах субъектов властных полномочий, которые составляют внутриведомственную служебную корреспонденцию, докладные записки и т.д., информация, собранная в процессе оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности, в сфере обороны страны, которая не отнесена к государственной тайне. Документам, содержащим служебную информацию, присваивается гриф «для служебного пользования».

Оформление запросов на публичную информацию

С запросом о предоставлении информации к распорядителю информации может обратиться любое лицо, независимо от того, касается ли его лично данная информация или нет и без объяснения причин подачи такого запроса.

Запрос на информацию может быть, как индивидуальным, так и коллективным. Запросы могут подаваться в устной, письменной и иной форме (по почте, по факсу, по телефону, по электронной почте) на выбор запрашивающего.

При этом письменный запрос подается в произвольной форме, но должен содержать:

  • имя (наименование) запрашивающего, почтовый адрес или адрес электронной почты, а также номер средства связи при наличии;
  • общее описание информации или вид, название, реквизиты или содержание документа, относительно которого сделан запрос, если запрашивающему это известно;
  • подпись и дату при условии подачи запроса в письменной форме.

С целью упрощения процедуры оформления письменных запросов на информацию запросы могут подаваться путем заполнения соответствующих форм запросов на информацию, которые можно получить у распорядителя информации и на официальном веб-сайте соответствующего распорядителя.

Срок для ответа на запрос об информации не позднее пяти рабочих дней со дня получения запроса. Если же запрос на информацию касается информации, необходимой для защиты жизни или свободы лица, относительно состояния окружающей среды, качества пищевых продуктов и предметов быта, аварий, катастроф, других чрезвычайных положений, которые уже произошли или могут произойти, ответ на запрос должен быть предоставлен не позднее 48 часов со дня получения запроса.

Если объем запрашиваемой информации очень велик или требует времени на поиски, срок ответа на запрос может быть продолжен до 20 рабочих дней.

Информация по запросу предоставляется бесплатно.

Отказ в предоставлении публичной информации

Распорядитель информации имеет право отказать в удовлетворении запроса в таких случаях:

  • распорядитель информации не владеет и не обязан согласно его компетенции, предусмотренной законодательством, владеть информацией, относительно которой сделан запрос;
  • запрашиваемая информация относится к категории информации с ограниченным доступом;
  • не соблюдены требования к запросу на информацию, предусмотренные Законом.

В то же время ответ распорядителя информации о том, что информация может быть получена запрашивающим из общедоступных источников, или ответ не по сути запроса считается неправомерным отказом в предоставлении информации.

Отказ лицу в доступе к информации о нем, сокрытие, незаконный сбор, использование, хранение или распространение информации могут быт обжалованы.

Источник: www.prostopravo.com.ua

Читайте так же...

« »