Pages Menu
TwitterRssFacebook
ЮРКОНСУЛ: законодательство и право. Новые законы и кодексы Украины, защита прав и свобод граждан, нормативно-правовые акты Украины, правоприменение и законопроекты, аналитика и юридические консультации, юристы, адвокаты, правоведы, органы власти, суды Украины.
Categories Menu

Мар 5, 2013 | Юридическая консультация | Нет комментариев

Что нужно знать бизнесу о проверках финансовой инспекции

Что нужно знать бизнесу о проверках финансовой инспекции


Один из основных признаков предпринимательской деятельности — это то, что осуществляется она на свой риск. Во время проверок, которые проводят контролирующие органы, ощущение риска у субъектов хозяйствования обостряется, особенно если речь идет о внеплановых выездных ревизиях, в частности о встречной сверке. Последняя не является контрольным мероприятием по отношению к предприятию, однако ее последствия могут быть непредсказуемы. Поэтому перед визитом сотрудников Государственной финансовой инспекции предпринимателям следует вооружиться соответствующей информацией.

Как известно, в декабре 2010 года Главное контрольно-ревизионное управление было реорганизовано в Госфининспекцию. Полномочия последней определены законом «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» от 26.01.93 №2939-XII (это новое название акта — в редакции закона от 16.10.2012 №5463-VI).

К ним относится проведение:

  • плановых выездных ревизий;
  • внеплановых выездных ревизий;
  • встречных сверок.

Последние могут проводиться на предприятиях, имевших правовые отношения с подконтрольным учреждением. К таким предприятиям закон относит органы государственной власти, бюджетные учреждения и субъекты хозяйствования государственного сектора экономики, а также предприятия и организации, получающие средства из бюджетов всех уровней или пользующиеся государственным имуществом. Таким образом, субъекты хозяйствования частного сектора не принадлежат к числу подконтрольных Госфининспекции, но в отношении них также могут осуществляться определенные мероприятия в случаях, если имели место правоотношения с подконтрольным учреждением.

Исходя из этого можем сделать вывод, что органы Госфининспекции имеют право проводить в отношении «неподконтрольных» предприятий внеплановую ревизию или встречную сверку данных. Еще одним методом взаимодействия может быть истребование справок и копий документов об операциях и расчетах с предприятиями, учреждениями, организациями, относительно которых осуществляется ревизия, но это не предусматривает выезда работника инспекции на место.

Согласно закону внеплановые выездные ревизии субъектов хозяйственной деятельности независимо от формы собственности проводятся органами фининспекции исключительно по решению суда, вынесенному на основании представления прокурора или следователя для обеспечения расследования уголовного дела. Если такого решения нет, остается только одно — встречная сверка, которая представляет собой «метод документального подтверждения у субъектов хозяйствования, имевших правовые отношения с подконтрольным учреждением, вида, объема и качества операций и расчетов, которые осуществлялись между ними, для выяснения их реальности и полноты отражения в учете подконтрольного учреждения».

На уровне закона процедура проведения встречной сверки не регламентирована, поэтому следует руководствоваться постановлением КМ «Об утверждении Порядка проведения инспектирования Государственной финансовой инспекцией, ее территориальными органами» от 20.04.2006 №550.

Такая сверка проводится путем документального и фактического исследования вида, объема операций, проведенных между субъектом хозяйствования и подконтрольным учреждением. По результатам сверки в двух экземплярах составляется справка (не акт!), один экземпляр которой выдается субъекту хозяйствования, имевшему правовые отношения с объектом контроля, второй — присоединяется к материалам ревизии.

Встречная сверка не является контрольным мероприятием по отношению к субъекту хозяйствования. Объектом контроля в это время является другое учреждение. С помощью встречной сверки данных выясняются вопросы реальности и полноты отражения операций и расчетов в учете именно подконтрольного учреждения.

Сама сверка не является чем-то чрезвычайным для субъекта хозяйствования. У контролирующего органа не так уж много механизмов ее осуществления, да и предмет проверки достаточно узок. Однако последствия документального подтверждения могут быть непредсказуемы.

В частности, встречная сверка может стать предвестником иска, ведь в ходе ее проведения можно получить информацию о состоянии документации предприятия, относительно конкретного договора (операции). Поэтому необходимо, чтобы юрист присутствовал уже на стадии проверки. Это позволит минимизировать возможные риски.

Источник:  http://www.prostopravo.com.ua/content/view/full/223389

Читайте так же...

« »